среда, 1 апреля 2015 г.

На книжной полке: МАРТ


В марте мои книжные подвиги подобны погоде: то дождь, то солнце. Книги то веселые, то грустные.


Начнем с веселых.
«Чудаки и зануды» Ульф Старк. Если честно, то книгу я прочитала еще в феврале. Очень быстро, на одном дыхании. С каждой книгой все больше убеждаюсь, что мне нравится детская (но взрослая) скандинавская литература. Написано легко, весело, забавно, со светлой грустью (горячо мною любимой). Эта книга о девочке Симоне, ее странной семейке, школе, о жизни. Из корейских дорам (сериалов) я узнала о таком жанре, как гендерная интрига, когда главный герой (чаще героиня) скрывают свою половую принадлежность. Проще говоря, когда девочку принимают за мальчика (и наоборот). Все это сопровождается кучей забавных, веселых и неловких ситуаций. К чему вся эта предыстория? Главную героиню нашей книги из-за ее имени (и мальчишеского вида) принимают за мальчика. Знаете, как бывает, если вовремя не прояснить ситуацию, дальше ложь подобна снежному шару. Но книжка не только об этом. В ней очень много интересных тем для размышлений. И ключевая – это теория о том, что все люди делятся на два типа – чудаки и зануды. Этой теорией с нами делится дедушка главной героини, который сам является ярким представителем чудаков, как и его дочь (мать Симоны), как и сама Симона (с наследственностью не поспоришь). Чудаки ходят в странных нарядах, забывают о днях рождения детей, случайно оставляют собак при переезде. Но есть в книге и представитель зануд. Это возлюбленный матери – Инге, которого Симона, мягко говоря, не очень любит. В начале книги он кажется действительно весьма неприятным типом. Но ближе к концу я прониклась к нему добром и уважением. 
Знаете, в мире должна быть гармония. Чудаки и зануды одинаково нужны, одинаково важны))) Мы не можем друг без друга. Нельзя быть занудой среди зануд, или чудаком среди чудаков.
P.S. Единственное, что мне не понравилось в книге, это достаточно откровенная сцена «близкого» знакомства двенадцатилетних подростков. И смысл не в ее откровенности, а в том, что она, на мой взгляд, не несет особой смысловой нагрузки и выбивается из общей канвы. А так, книга достаточно интересная, читается на одном дыхании.
"Мы все исполнены сил, о которых знать не знаем...Словно море, кишащее всякими диковинами - рыбой и водорослями - и полное движения и жизни. Осторожные зануды строят дурацкие мостики через эти загадочные глубины, бояться замочить ботинки - вдруг испортятся. Мы же, чудаки, прыгаем в поток и отдаемся на волю волн, нас несет течением. Пусть это опасно. Пусть на нас с ужасом и страхом смотрят зануды"

«Мутные воды Меконга» Карин Мюллер. Вторая книга Карин, которую я прочитала (о первой писала здесь). На этот раз смелая путешественница отправляется во Вьетнам. Хронологически эта книга написана раньше. Удивительные приключения Карин происходили в 90-х. Поэтому, возможно, рассказ о Вьетнаме немного оторван от нынешней реальности (не мне судить, я там не была). Мне очень нравится цикл передач Дмитрия Комарова «Мир наизнанку». Так вот, его Вьетнам мне понравился больше. Конечно же, нельзя сравнивать книгу и телепередачу. Но слишком уж тяжелым выдалось путешествие Каррин. Книга получилась больше описанием злоключений героини, нежели самого Вьетнама. Хотя в книге было много историй, которые мне действительно понравились. Одна из них – спасение диких животных (детенышей леопарда, гиббонов и орла) от черного рынка и транспортировка их в заповедник. Очень трогательный момент! Если вам интересны Вьетнам и Юго-Восточная Азия, стоит почитать.
"Наутро мы с Джеем встали рано, помня о простой истине, знакомой всем бывалым автостопщикам: главное не кто ты и не куда ты едешь, главное оказаться в нужном месте в нужное время"
«Руфь» Элизабет Гаскелл. Как же всегда приятно возвращаться к классике! Когда процесс чтение приносит огромное удовольствие, когда есть много описаний, красивый язык повествования. Часто этого мне не хватает в современной литературе (может, я просто не то читаю:) Это уже третья книга Э. Гаскелл в моем читательском багаже (о «Кренфорде» писала здесь). Открыла для себя эту писательницу, находясь в поисках  чего-то похожего на творчество Джейн Остин. Есть что-то общее в настроении, ощущениях и послевкусии. 
Руфь – имя главной героини, молодой девушки из бедной семьи, сироты, которая полюбила аристократа. Молодой человек соблазняет ее и бросает. Героиня остается одна… беременная. А дальше, дальше идет рассказ о ее жизни с ребенком на руках, жизни, которая стала искуплением. На ее пути встретились добрые люди, которые помогли, поддержали, приютили. Сейчас ситуация с героиней воспринимается абсолютно нормально, но не тогда. Больше всего меня расстроило то, что Руфь всю жизнь сама не могла простить себя, все время чувствовала себя виноватой и всеми своими поступками пыталась искупить «вину». Она сознательно как бы наказывала себя. Но больше всего возмущало общество  и несправедливость по отношению к беззащитному человеку.
 В книге много героев, сюжетных линий, есть над чем задуматься. Она  о вере, о человечности, о дружбе, о материнской любви, о прощении и о многом-многом другом.  С финалом я не согласна, но предчувствия были. Книга очень нежная, акварельная, полупрозрачная. Не знаю почему, но у меня она вызывает такие ассоциации: утро, перед рассветом, сиреневое небо, дымка, озерная гладь, уходящая тишина. Рекомендую, как и другие книги автора.
"Нам обычно не нравится, если нам говорят, что наш нынешний взгляд на вещи со временем сильно изменится. Этим как будто дают понять, что наши теперешние чувства ослепляют нас и что более дальновидный наблюдатель способен лучше нас провидеть будущее. Такое не понравится самому неглубокому человеку: выходит, любой другой человек может измерить его глубину"

И, наконец, «Посмотри на меня» Сесилии Ахерн. Думаю, я с самого начала совершила ошибку, взявшись за эту книгу после «Руфь». Мне сразу же она показалась какой-то простенькой. Никаких тебе красивых описаний, сплошные диалоги или мысли героев. В любое другое время она, наверное, понравилась бы мне больше. Главная героиня Элизабет – дизайнер со сложным детством и не менее сложным настоящим. Воспитывает племянника, мать которого (младшая сестра героини) ведет весьма сомнительный образ жизни (как в прошлом и ее мать). Одним словом, семейные проблемы сделали героиню такой, какая она есть – серьезной, в строгом костюме, правильной, ответственной, фанаткой порядка и чистоты. И тут у ее племянника появляется таинственный воображаемый друг (для мальчика он, конечно же, реальный). А дальше, дальше жизнь Элизабет меняется. Она постепенно избавляется от призраков прошлого, строит настоящее и думает о будущем. А помогает ей взглянуть на жизнь иначе загадочный Айвен. С ним она познает простые радости жизни, открывает для себя мир и открывается миру сама.
Милая история, немного грустная. Думаю, самое то, когда хочется уйти от реальности. Иногда такой друг нужен каждому из нас.
"Важно не то, как мы выглядим, а то, какую роль играем в жизни нашего лучшего друга. Люди выбирают себе определенных друзей, потому что именно с ними хотят быть рядом в данный момент, а не потому, что те нужного роста, возраста или у них нужный цвет волос"
Таким был мой книжный март. Апрель уже ждет:)


9 комментариев:

  1. Аня! Спасибо за такой подробный и увлекательный обзор!!!
    Всегда теряюсь в книжном магазине перед выбором новых книг.
    А, ты ведь и слушаешь аудио книги?!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, иногда слушаю. В основно рассказы или повести)))

      Удалить
    2. А, где скачиваешь?! Я еще не привыкла к такому виду "чтения", но хочется попробовать)))

      Удалить
  2. Анечка, спасибо за обзор :)

    Благодаря твоему январскому обзору читаю сейчас «Тоня Глиммердал» Марии Парр и уже закинула в смарт "Вафельное сердце" :) Замечательная книга! :) спасибо, что открыла ее для меня :)
    Сегодня шла на работу и у меня были примерно те же мысли: "С каждой книгой все больше убеждаюсь, что мне нравится детская (но взрослая) скандинавская литература. Написано легко, весело, забавно, со светлой грустью"
    :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я очень рада, что мои обзоры кому-то полезны. Сама люблю так находить новую литература.

      Удалить
  3. "Крэнфорд" сейчас читаю. :) И как же мне нравится юмор писательницы, я то и дело улыбаюсь, читая. :)

    ОтветитьУдалить